Невельские новости

Рынки, ярмарки, кооперативы — приоритеты развития розничной торговли обозначили на Сахалине

Около 27 тысяч жителей Сахалинской области сегодня заняты в розничной торговле, общий оборот этой сферы за 2016 год составил порядка 134,5 миллиардов рублей, а среднемесячный на душу населения — более 22,9 тысячи. Обеспечением первоочередных потребностей жителей островного региона в продовольственных и непродовольственных товарах сегодня заняты чуть более 6,1 тысячи различных предприятий, общая площадь стационарных торговых объектов в области составляет порядка 311 тысяч квадратных метров. Это 3895 "торговых единиц", 156 из которых — крупные центры и комплексы.
При этом более 51% торговых комплексов сосредоточены в Южно-Сахалинске, еще 33% распределены на Невельский, Корсаковский, Долинский, Охинский и Холмский районы, остальные жители области (29%) довольствуются всего 16% современных площадей. А в ряде населенных пунктов торговая инфраструктура полностью отсутствует — особенно остро ее дефицит наблюдается в отдаленных селах Макаровского, Охинского, Холмского, Томаринского, Тымовского и Углегорского районов.
Остаются с сахалинскими торговыми предприятиями и извечные проблемы с качеством продукции, "непрозрачностью" формирования розничных цен, низким профессиональным уровнем персонала и аховой доступностью торговых залов для маломобильных жителей региона.
Данные об этом, а также предполагаемые перспективы развития отрасли содержатся в государственной программе "Развитие торговли и услуг на территории Сахалинской области на 2018-2025 годы", опубликованной накануне. Общий объем финансирования этой госпрограммы на семь лет составит 1,3 миллиарда рублей, а среди ее целей обозначено качественное развитие сферы торговли, общепита и гостиничного бизнеса островного региона. В "рознице" средства будут направлены на развитие мобильной и ярмарочной торговли, организацию сельскохозяйственных рынков, стимулирование деловой активности и различные субсидии участникам экономической деятельности.
"Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года провозглашен курс страны на инновационный социально ориентированный тип экономического развития, предопределенный созданием в предшествующие годы институциональной основы рыночной экономики и макроэкономической стабильностью, а также обозначенными вызовами предстоящего долгосрочного периода, включая кризис экспортно-сырьевой модели развития российской экономики" — сообщается в документе.
Одним из приоритетов в области станет совершенствование торговой сферы — она является лидером по числу малых предприятий и одной из важных опор социальной стабильности и благополучия региона. При этом в последние годы здесь наблюдается снижение оборотов и темпов развития, продиктованное общей тенденцией экономики страны. С 2014 года, сообщается в тексте программы, сахалинцы и курильчане, например, стали покупать меньше продовольственных товаров — объем приобретаемых в области молочных продуктов, мяса, фруктов, овощей, рыбы три последних года снижается в физическом выражении. В финансовом плане при этом продовольственные товары остаются на первых ролях — на них (вкупе с напитками и табачными изделиями) приходится 51,5% всего оборота розничной торговли. То есть покупают меньше (нет денег), но дороже (нет вариантов).
Изменить существующую систему и вывести взаимоотношения продавцов и покупателей на новый качественный уровень как раз призваны мероприятия программы. Среди основных направлений "региональной торговой политики" обозначено, например, развитие мобильной торговли, которая должна обеспечить товарами отдаленные районы — к 2025 году по острову должно кружить не менее 85 автолавок. Иначе доставить товары первой необходимости в отдаленные районы островов невозможно.
Кроме того, на селе заботу о благополучии и разнообразии на столе сахалинцев должны будут взять на себя потребительские кооперативы — объединения граждан и юридических лиц, которые совместно ведут закупки или хозяйственную деятельность. Первый подобный кооператив был создан на Сахалине еще в 2015 году, но с тех пор ни о каких его успехах в его работе не слышно. Тем не менее такая форма хозяйствования признана успешной — за семь лет кооперативов в области должно стать как минимум 13.
"В Сахалинской области совершенно отсутствуют организации потребительской кооперации. В целях повышения уровня торгового обслуживания сельского населения Сахалинской области государственной программой предусмотрена организация потребительской кооперации в сельской местности путем ввода новых закупочных пунктов" — сообщается в программе.
Также на островах предполагается рост количества фирменных торговых точек сельхозпроизводителей (не менее чем на 49 единиц) и числа рынков (сегодня в области их 9, должно стать 12), которые сегодня находятся в некотором упадке, развитие ярмарочной торговли (не менее 40 площадок для ярмарок к 2025 году).
"Решение вопроса в обеспечении населения Сахалинской области доступными и качественными продуктами питания видится через развитие ярмарочной торговли, а также организацию современных сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Увеличение количества рынков даст толчок развитию конкуренции и снизит существующие проблемы в обеспечении населения качественной сельскохозяйственной продукцией" — сообщают авторы программы.
Отдельным направлением работы до 2025 года будет развитие сети социальных магазинов (сегодня их 102, должно быть 150) и двукратный рост объема реализуемых с господдержкой товаров. Не забыли и про "Доступную рыбу" с "Региональным продуктом" — в них за семь лет должны включиться минимум 400 предприятий. Кроме того, доступными для маломобильных групп населения по итогам реализации программы станут около 630 торговых точек.
Наконец, программа провозглашает одним из приоритетов заботу о справедливом ценообразовании и достойном качестве продуктов питания — с этими атрибутами цивилизованной торговли на островах все непросто. Впрочем, напрямую вмешиваться в рыночные процессы областные власти пока не намерены: заботу о ценах доверят "саморегулированию" рынков и "ответственностью" бизнеса перед социумом, а побеспокоиться о качестве попросят добровольных контролеров из числа общественников, членов политических партий и самих граждан.

35 9281 0