Уникальную природу островного края губят не только урбанизация и хищническая добыча природных
ресурсов — от промышленной рубки леса до браконьерского беспредела на реках — её также губит неконтролируемый массовый туризм. С появлением
у населения высокопроходимой техники — джипов, квадроциклов, снегоходов и пр., — а также по причине
улучшения состояния лесных дорог (с целью развития туризма) далёкие и дикие уголки островной природы
перестают быть труднодоступными. Доехавший с комфортом турист, оказавшись в красивом месте, где к тому же
для удобства поставлен туалет, не всегда ценит красоту
окружающего пространства. Он не прошёл путь до места своими ногами, страдая под тяжестью рюкзака,
под дождём и таёжным гнусом. Он доехал практически в режиме "всё включено".
Поэтому, если региональной туристической отрасли уготована участь одного из двигателей
экономики, то массовый туризм должен быть организованным и культурным, а не в виде нашествия диких орд,
вытаптывающих всё и вся и оставляя после себя натуральные
свалки. Для этого должна быть проведена большая комплексная работа, которая, если верить министру
туризма Артёму Лазареву, уже началась. Количество
популярных мест отдыха на природе растёт, и, если их не администрировать, эти уголки природы ожидает
печальная участь. Примеров масса. Администрирование туристических природных объектов, как бы это ни звучало
дико, является неизбежной мерой, необходимой для того, чтобы хоть как-то сохранить эти объекты. Здесь
подразумевается и установка мусорных баков (хотя что мешает каждому возить свой мусор с собой?), и наличие
регулярно очищаемых туалетов (впрочем, нужно развивать туалетную культуру, если мы хотим, чтобы было как в
Японии или в Южной Корее). Возможно, всем этим должен заниматься сугубо частный бизнес, но тут возникает
вопрос взимания платы за посещение, что также является камнем преткновения.
Чтобы хотя бы примерно представить, в каком состоянии находятся наиболее известные туристические
объекты в области, попробуем прокатиться в разных направлениях и посетить некоторые "точки притяжения",
как модно называть на чиновничьем языке природные туристические объекты.
Японский школьный павильон в Новиково. Август 2013 года. Фото автора
До крайней южной точки Сахалина
Невельск
Город, в первую очередь, известен лежбищем сивучей, которые на протяжении многих лет собираются
на волнорезе. Количество приезжающих "на сивучей" столь велико, что этот морской млекопитающий стал
символом города. В результате землетрясения 2007 года в районе волнореза поднялось морское дно, и этот
участок назвали "новой землёй". Место стало настолько популярным, что там до недавнего времени проводили
ежегодные российско-японские фестивали обжига. Однако проведение фестивалей было прекращено, как говорят,
"по политическим мотивам". Тем не менее, "новая земля" продолжает оставаться излюбленным местом отдыха
горожан и гостей города. Со всеми отсюда вытекающими: мусор там разбросан повсеместно.
«Новая земля». Июль 2022 года. Фото автора
В июле этого года в Невельске состоялось выездное совещание региональных депутатов, а также
первого заместителя министра туризма Сахалинской области, которые в сопровождении сотрудников местной
администрации посетили "новую землю". Сообща было решено обустраивать эту территорию, вплоть до организации
катания на сапах, и для этих целей привлечь бизнес.
— Не получится, так на следующий год получится, — блистал оптимизмом один из депутатов. Однако
автора этих строк до сих пор не покидает скепсис: рассказывали про московского бизнесмена, который, когда
услышал, что это поднявшееся дно, отказался от инвестиций. Ведь дно может обратно уйти под воду.
Маяк Лопатина
Если двигаться далее на юг, на высоком плато мыса Лопатина виднеется маяк. Уже 109 лет он взирает
на суровые просторы Татарского пролива. Раньше посетителей пускал и даже проводил экскурсии смотритель
маяка Владимир Комаров, проработавший там 57 лет. В 2021 году он умер, а новый смотритель, говорят, на маяк
никого не пускает. Вдобавок, к маяку медленно, но, кажется, верно подбирается ширящееся кладбище, что местные
власти так и не сумели (или не захотели) остановить, несмотря на многочисленные обращения дачников
и маячников. Так что ещё одно "место притяжения" туризма теряет свою притягательную силу.
Маяк Лопатина. Июнь 2022 года. Фото автора
Коврижка
Сразу за Горнозаводском начинается пыльная, разбитая угольными самосвалами дорога, после которой
ехать по морскому побережью — словно по цивилизованному шоссе. От Шебунино примерно полтора часа езды —
и вы оказываетесь у 78-метрового исполина под названием "гора Коврижка". Официальное название этого места —
мыс Виндис, который представляет собой геологическую интрузию, выступающую в море. Добраться туда несложно:
путь пролегает по грунтовой дороге, местами выходящей на побережье, а ехать по плотному песку в отлив одно
удовольствие. Точка притяжения Коврижка в летние дни привлекает массу народа, что становится причиной
повсеместного мусора. Для полноты картины сюда следует добавить обязательную музыку, раздающуюся
из автомобилей. Автор этих строк имеет опыт ночёвки у Коврижки. До сих пор в глазах шатающийся пьяный
человек, рано утром в гидрокостюме заводивший в море сеть, а также двое не отошедших от ночных возлияний
горе-водителей, старенький внедорожник которых увяз в зыбком песке во время начинающегося прилива.
Коврижка. Июнь 2015 года. Фото автора
Мыс Кузнецова
Почти сразу же за Коврижкой путешественников встречает красивая долина реки Кузнецовки, где во
времена Карафуто располагалось японское селение Сони. Сейчас там действует база отдыха. На обширном
пространстве долины пасутся кони, овцы и прочая живность. В клетке сидит молодой медведь, страстный
поклонник сгущёнки. Если проехать дальше по горной военной дороге, будет поворот на мыс Кузнецова (до него
пара километров). Оттуда открываются великолепные пейзажи, виднеется мыс Крильон и даже берега Японии.
Построенный в эпоху Карафуто, маяк (маяк Сони) пришёл в полную негодность, сохранился лишь остов, внутри
растут деревья. Автор этих строк бывал там неоднократно, в последний раз — в сентябре 2021 года. При нём
приехали два джипа с туристами. Говорят, с человека берут 10 000 рублей за поездку до крайней точки острова.
В тех местах возможны только джип-туры. Либо пешие походы. Но пешая прогулка — довольно рискованное
занятие: на дороге могут поджидать грязь и лужи, а в чаще — затаившиеся медведи.
Маяк на мысе Кузнецова. Июнь 2015 года. Фото автора
Мыс Крильон
Если повезёт, вас, путешествующих на своих двоих, может подбросить аж до самого мыса военный
грузовик. Только такая техника, подготовленный внедорожник либо квадроцикл пройдут в тех местах. Кстати,
мост через реку Кузнецовку разрушен. Наверное, к лучшему. Многие туроператоры жалуются на отсутствие
нормальных дорог до природных туристических объектов и уповают на то, что власти посодействуют в решении
этого вопроса. Но, что касается маршрута до мыса Крильон, то прокладка нормальной дороги туда, пожалуй,
невозможна в принципе. Хоть и неблагодарное дело — размышлять, как могло бы быть, но, наверняка, на мыс
Крильон был бы давно проложен асфальт, а на самом мысу были бы парковки, сувенирные лавочки, ресторанчики,
кафе, чистые и аккуратные туалеты, а точкой притяжения стал бы воспетый ещё Чеховым маяк. Над всем этим,
наверняка, возвышалась бы смотровая башня. Туристические автобусы не успевали бы выгружать толпы туристов.
Именно так выглядит сейчас крайняя северная точка Японии — мыс Соя, который просматривается в хорошую
погоду с мыса Крильон. Впрочем, кто знает, может, за сувенирной лавочкой дело не станет. Региональный министр
туризма поделился с автором этих строк идеей открытия
музея с организованной продажей сувениров на маяке Анива.
Мыс Крильон. Сентябрь 2021 года. Фото автора
Мыс Соя, Япония. Июль 2019 года. Фото автора
На юго-восточную оконечность острова
Корсаков
Едем через пыльный Корсаков, из которого всё пытаются слепить город-порт мирового уровня. К 2030
году здесь намерены построить ни много ни мало целый город на 25 тысяч человек, и название ему дадут
экзотическое — Экополис. Название говорит само за себя: город будет идеально чист, здесь будет развитая
инфраструктура и ухоженные улочки, утопающие в зелени. Куда денут старый город, не сообщается. В городе,
какое-то время бывшим даже столицей японского губернаторства Карафуто, доходят до крайней степени
разрушения артефакты той эпохи, и символ этой запущенности — здание бывшего японского банка, уже который
год позорно занавешенное фальшфасадом. А ведь из этого здания собирались сделать, кажется, музей эпохи
Карафуто. Но музей — это мелочи. Всерьёз рассматривается вопрос создания в Корсакове гавани для яхт.
Бирюзовые озера
Автору как-то довелось сопровождать на мыс Евстафия японского туриста, и по пути была остановка
на Бирюзовом озере. Образовавшееся на месте закрытого карьера, где добывали богатый германием уголь, озеро
красиво отливает голубым цветом, что объясняется наличием в воде солей германиевой кислоты. Всё хорошо,
да только вид — а из-за этого и впечатление — портит переполненный мусорный бак, с которого ошмётки
и пластик разносятся по округе. Впрочем, так было в сентябре 2019 года. Но, надо думать, картина с тех пор не
изменилась.
Бирюзовое озеро. Сентябрь 2019 года. Фото автора
Инфраструктура на Бирюзовом озере. Сентябрь 2019 года. Фото автора
Немного не в тему. В магазине в селе Новиково, являющемся узловым центром туристических маршрутов
по Тонино-Анивскому полуострову, продают очень вкусную выпечку собственного приготовления по вполне
бюджетной цене (до сих пор не могу забыть ту сочную горячую пиццу за 76 рублей). Это, безусловно, плюс.
Маяк Анива
Воспетый и многострадальный маяк Анива заслужил честь считаться визитной карточкой области.
Вокруг него развивается легальный и нелегальный туризм, и периодически случаются инциденты, связанные
с банальным нарушением правил безопасности: то туристы разобьют голову о камни, то лодка с туристами
по пути перевернётся, и т. д. и т. п. А всё потому, что в погоне за прибылью некоторые воротилы турбизнеса
местного пошиба плюют на ту же технику безопасности, утверждают люди, считающие себя экспертами. Не
приходится уже говорить об ущербе экологии, который наносят нашествия туристов на маяк. Например, памятны
случаи, когда ногами давили птенцов чаек. Впрочем, наверняка, не специально.
Сам "туристический объект" не оборудован должным образом под принятие туристов. Вернее сказать, он
совсем не оборудован. Говорят, помещения маяка используются как общественные туалеты, о чём
свидетельствует характерный запах внутри. Решение проблемы туризма на маяк Анива региональные власти видят
в том числе в том, чтобы пустить туда катамаран. А там
уже можно будет говорить и об открытии музея с организованной продажей сувенирной продукции.
Пока реальные меры по спасению маяка будут приняты, может случиться непоправимое. Так несколько
лет назад естественным образом разрушился маяк Камень опасности в проливе Лаперуза на границе России
и Японии. И тогда придётся срочно искать другой объект, чтобы лепить из него визитную карточку области.
Маяк на мысе Анива. Ноябрь 2015 года. Фото автора
Бочки из-под топлива на западном побережье Тонино-Анивского полуострова – последствия деятельности войсковой части на горе Крузенштерна. Сентябрь 2021 года. Фото автора
Тунайча
Находящаяся практически в шаговой доступности от областного центра, эта точка притяжения
является одним из самых популярных мест. Прекрасный "Солнечный пляж" доступен для всех, был бы только личный
транспорт. Вход свободный. На берегу озера есть также базы отдыха, но это уже за отдельную плату. Портит вид,
конечно, мусор, оставляемый отдыхающими, в частности, в воде. Общественники бьют тревогу, что озеро гибнет
по причине зарастания протоки, но не все разделяют эту точку зрения.
Автомобильные покрышки в водах озера Тунайчи. Лето 2022 года. Фото автора
Набережная в Охотском
Наконец-то приступили к ремонту набережной в Охотском, которая года два находилась в разломанном состоянии. Место здесь хорошее, есть на что
полюбоваться. Особенно когда прилетают лебеди весной. Вот только бы ещё отдыхающие научились не мусорить.
А ещё лучше, если бы забирали мусор с собой, потому что баки для мусора не справляются. Как поделился
мнением один из предпринимателей, работающий в сфере туризма, в беседе с автором этих строк, "заезжаешь [в
Охотское] и прямо мордой упираешься в эти контейнера. Стоят никак не замаскированные. Любые контейнерные
площадки в цивилизованной стране будут аккуратно не привлекать внимание. Здесь же какой-то кошмар. Либо они
переполнены, либо поставлены так, что тебя прям мордой в эту помойку пихают".
Набережная в Охотском. Июль 2022 года. Фото автора
Фото автора
Далее повернём на север
Бухта Тихая
Макаровский район богат на достопримечательности и в тёплый сезон становится Меккой
туристического паломничества. Первой точкой туристического притяжения в муниципальном образовании
является, безусловно, бухта Тихая. На узком пятачке берега почти до самого мыса Тихого летом, особенно
в выходные дни, всё заставлено автомобилями. Нашествие массового туриста является причиной вопиющих
случаев загрязнения природы. Единственный ручей, впадающий в бухту, мог бы использоваться как источник
питьевой воды, но вместо этого в его русле устраивают общественный туалет. Этим отдыхающие обрекают себя
на то, чтобы привозить воду с собой. Не приходится уже говорить о постоянно шуме. Рассказывали даже о том,
что над водой устанавливали экран и проецировали фильмы.
В русле ручья, впадающего в бухту Тихую. Июль 2021 года. Фото автора
Смотреть на эти издевательства над неповторимым уголком природы надоело активистам-экологам,
которые, объединившись, взяли в районе мыса Тихого 29 участков по программе "Дальневосточный гектар". Так,
на территории, прилегающей к горе Жданко, был создан народный природный парк "Мыс Тихий", куда ежегодно
приезжают волонтёры со всей страны. Активисты намерены распространить (в том числе на законодательном
уровне) границы парка на весь хребет Жданко и его окрестности — от реки Мануй и до устья реки Юаньки (район
села Пугачёво). Это необходимая мера для спасения уникального хребта, на который уже неоднократно
покушались промышленники. Активистам народного природного парка "Мыс Тихий" удалось увлечь этим проектов
региональных депутатов. Остаётся пожелать им удачи.
Хребет Жданко
Трекинг по хребту Жданко — один из наиболее популярных, и главное, легкодоступных маршрутов
в регионе. Подняться на горную цепь можно как со стороны бухты Тихой, так и со стороны федеральной трассы,
от которой в районе бывшей железнодорожной станции Цапко, сворачивает грунтовая дорога. У подножия горы
Владимировки имеется импровизированная парковочная площадка. Сам хребет длиной около 13 км, но от
Владимировки до пика Жданко около трёх часов сторону, что в общем-то не представляет сложности для средне
подготовленного туриста: поверху идёт натоптанная тропа. При японцах, согласно сахалинскому историку
Николаю Вишневскому, на хребте была развитая туристическая инфраструктура: у подножия горы Тоссо (ныне
Жданко) и на середине склона были построены домики для отдыха и даже проведён телефон, а на самом пике (682 м)
было устроено маленькое святилище. Существует фотография эпохи Карафуто, на которой запечатлена группа
туристов, среди которых выделяется девушка в платье.
Хребет Жданко. Июнь 2020 года. Фото автора
Усть-Пугачево
Устье реки Пугачёвки — красивейшее место, окаймлённое скалами. С 1997 года там стоит памятник
японскому путешественнику Мацуура Такэсиро, в 19 веке исследовавшим эти края. До устья реки Пугачёвки идти
приходится несколько километров по грунтовой дороге, отходящей от федеральной трассы. Именно идти, а не
ехать — потому что дорога перекрыта шлагбаумом: далее начинаются владения рыбопромышленного предприятия.
Говорят, раньше туда, до самого побережья, возили пожилых японцев, бывших жителей посёлка Могун-котан.
Когда мы там были в 2020 году, за нами неустанно шёл подозрительный тип с не внушающей доверия
внешностью и всё время стоял над душой, контролируя, чтобы мы ненароком не стали ловить рыбу. Когда автор
этих строк полез на склон, другой охранник громко кому-то докладывал по телефону об этом.
Усть-Пугачёво. Июнь 2020 года. Фото автора
Недавние дикие события свидетельствуют о том,
что в районе Пугачёво не только ничего не поменялось, но даже усугубилось. Статус Усть-Пугачёво
как туристической точки притяжения сведён на нет.
Грязевой вулкан "Пугачевский"
Далее на пути у нас грязевой вулкан Пугачёвский. Официальная тропа к нему начинается
от федеральной трассы, не доезжая Восточного, если ехать с юга. На обочине трассы стоит указатель, так
что мимо не проедешь. Внизу есть площадка, где можно поставить автомобиль. Правда, спуск крутой. Дорожка
уводит в лесную чащу с её бродами и грязью. Поэтому лучше переобуться в сапоги, тем более что на подступах
к вулкану начинаются мари, в которых утопаешь по щиколотку. Путь в одну сторону займет около сорока минут
по спускам-подъёмам. Впрочем, место небезынтересное, способное составить конкуренцию Южно-Сахалинскому
грязевому вулкану.
Пугачёвский грязевой вулкан. Июнь 2022 года. Фото автора
Водопад Клоковский
Перекусив в селе Восточном в кафе (вывеска так и гласит: "Кафе", лично я предпочитаю именно это
заведение на северной окраине села), едем дальше, и вскоре на нашем пути — водопад Клоковский. Культовым
это место стало несколько лет назад, когда проложили нормальную асфальтированную дорогу. До этого
о водопаде знали, пожалуй, только рыбаки, промышлявшие там в путину (тогда ещё рыба заходила в ручей). Сам
ручей безымянный, но водопад, им образованный, назван по одноимённому мысу или по горе Клокова, на склоне
которой ручей берёт начало.
Высота водопада — 48 метров, что делает его вторым по высоте на Сахалине. Макаровская
администрация обустроила площадку перед самими водопадом, а вдоль старой лесовозной дороги, ведущей наверх,
установила указатели, информационные стенды и даже скамейки. Зато нет указателей на самой федеральной
трассе, так что людям, никогда там не бывавшим, непросто будет найти местоположение водопада. Особенно если
учитывать то, что на том участке трассы Интернет практически отсутствует. Впрочем, по скоплению автомобилей
и веренице людей можно понять, куда идти. Если ещё пару лет назад был "пятачок" у моста, и там можно было
поставить личный транспорт и вдоль ручья подняться к водопаду, то теперь на месте пятачка установлен
отбойник, и нужно проехать дальше метров триста на север, где есть съезд на берег. Существует старая
автомобильная дорога, заезд на которую находится в 3,7 км к северу, возле туалета, мусорного бака и беседки.
По ней можно доехать до начала "экотропы", но для этого желателен внедорожник, поскольку придётся трястись
по ухабам и пересечь и ручей, который является (являлся) нерестовым.
На водопад каждый день идёт непрекращающийся поток туристов, чего не было ещё несколько лет назад.
Что поделать, туризма ради водопад распиарили. Отсюда все вытекающие: пластик, окурки, в зарослях —
использованные предметы личной гигиены. Автору этих строк приходилось делать замечание курильщику,
бросившему обёртку от пачки сигарет, а недавно и вовсе забирать из леса поврежденную ёмкость с вытекающим
тосолом.
Водопад Клоковский. Сентябрь 2022 года. Фото автора
Западное побережье южной части Сахалина
Часть туристических объектов западного побережья южного Сахалина входит в т.н. Южное кольцо:
Долинск — Взморье — Ильинское — Пензенское — Томари — Чехов — Яблочное — Холмск, по которому
региональные туроператоры возят туристов. Там действительно есть что показать, в частности, хорош Томари,
где по-музейному обустроили остатки синтоистского храма. Хорош и музей в городе. Правда, проезд
по неасфальтированной дороге через перешеек Поясок — с восточного побережья на западного — сафари ещё
то. С непрекращающейся пылью столбом от тяжёлой техники. От Ильинского на север идёт отличное
асфальтированное шоссе. На пути туристов — село Красногорск, по масштабам являющееся полноценным городом.
Красногорск славится в первую очередь озером Айнским.
Озеро Айнское
Одно из красивейших мест на острове с живописными пейзажами, в том числе с видом на гору
Краснова. В Айнском водится краснокнижная рыба таймень. В открытую покушаться на неё опасаются, но при этом
не гнушаются варварски добывать ценный моллюск корбикулу. Это наблюдалось несколько лет назад. Какая
ситуация с этим сейчас, неизвестно. Очень хочется надеяться на то, что озеро сохранит свою уникальность
и чистоту.
Протока, соединяющая озеро Айнское с морем, протекает через Красногорск. Июль 2020 года. Фото автора
Гора Краснова
Гора Краснова высотой 1093 метра над уровнем моря является популярным туристическим объектом. Хотя
этот маршрут больше рассчитан на дикий туризм. От автомобильной трассы отходит 11-километровая
технологическая дорога, ведущая на запад на карьер на склоне горы. На площадке карьера (ныне не
действующего) можно оставить транспорт. Подъём на гору не сложен, натоптана тропинка. Наверху есть небольшая
будка, можно переночевать. Но условия там аскетические.
Гора Краснова. Июль 2020 года. Фото автора
Маяк Ламанон. Водопад
Далее, въехав в Углегорск, выбираемся на побережье Татарского пролива. В нескольких десятках
километров к югу, если ехать по дороге, расположен мыс Ламанон, на котором ещё в эпоху Карафуто построен
маяк. Автору этих строк пару раз неоднократно доводилось там ночевать, впечатления незабываемые. Примерно
в двух километрах южнее находится красивый безымянный водопад. Старая грунтовая дорога ведёт до него. Перед
водопадом есть поляна, где можно расположиться на отдых. Мусор, неизбежное следствие отдыха некоторых
туристов, иногда кто-то убирает. Старая ухабистая дорога уходит дальше на юг, вдоль побережье, до самого
Красногорска. Но это уже для любителей джип-туров и прочего сафари.
Безымянный водопад у мыса Ламанон. Август 2017 года. Фото автора
На север
О туризме в северной части острова, да и вообще севернее Макарова, пожалуй, говорить не
приходится. Инфраструктура там развита, мягко говоря, не очень. В той стороне хорош только дикий туризм, либо
туризм в индивидуальном порядке. Если говорить всё же о более-менее комфортном туризме на севере Сахалина,
то это, прежде всего, Александровск-Сахалинский и Ногликский районы. По словам министра туризма Сахалинской
области Артёма Лазарева, с Ростуризмом (на тот момент
ещё существовавшим) заключено соглашение по разработке
межрегиональной схемы развития туризма, в которую от Сахалинской области вошли Александровск-Сахалинский
район с его "очень интересным чеховским наследием" и пляжем, а также Ногликский район "с Дагинскими
источниками и рыбалкой".
Александровск-Сахалинский
"Александровск-Сахалинский — это тоже одна из точек притяжения, мы его будем развивать", сказал
в интервью автору этих строк Артём Лазарев. Звучит обнадёживающе, поскольку тот же маяк Жонкьер, объект
культурного наследия, известный ещё с чеховских времён, находится в аварийном состоянии. Вопрос о его
ремонте поднимался ещё в апреле прошлого года в областной думе на заседании комитета по социальной
политике. Но изменилось ли что-нибудь за год, сказать сложно. Не в лучшем состоянии тоннель в мысе Жонькер.
Прошлым летом у входа в тоннель была табличка с предупреждением, что входить опасно. В доказательство
этому рядом были разбросаны огромные камни, осыпавшиеся со склонов.
Маяк Жонкьер. Август 2022 года. Фото автора
Дагинские термальные источники
В результате долгих споров и дискуссий у Дагинских термальных источников появился хозяин. Впрочем, мнения разделились. Местные жалуются
на то, что после отдыхающих остаётся много мусора, и поэтому радуются, что хоть кто-то будет наводить там
порядок. Отдыхающие недовольны тем, что территорию, скорее всего, сделают платной для посещения, и негде
будет поставить палатки. Однако следует признать, что после того, как источники отдали в частные руки, там
стало намного лучше. Особенно после вопиющего случая в начале прошлого года, когда компания отдыхающих
оставила после себя прямо в новеньких павильонах предметы личной гигиены и даже не постеснялись справить
нужду.
Пройдёмся по Курилам
Шикотан
В связи с осложнившейся геополитической ситуацией получил развитие внутренний туризм, чему
неслыханно рады местные власти. Туристы массово поехали на Дальний Восток, в частности, на Курильские
острова. С одной стороны это, безусловно, хорошие поступления в местный бюджет, а с другой стороны породило
ряд проблем, таких как невозможность для местных жителей вовремя воспользоваться авиа- или морским
сообщением. Не следует забывать и увеличившуюся в связи с наплывом туристов нагрузку на окружающую среду.
В связи с этим сотрудникам заказника "Малые Курилы" на Шикотане пришлось перекрывать доступ в одну из бухт острова. Ради экскурсионных маршрутов на острове
вырубают лес, уничтожая краснокнижные виды растений, такие как аралия высокая, а почвенный покров
повреждается туристами. По словам инспектора заказника "Малые Курилы", гиды, используя бывшие военные
дороги, "нарезают" свои. Вот и приходится идти на такие меры, как перекрытие доступа к бухтам.
Кунашир
"Впечатления смешанные. Вроде что-то красивое, но местами глаз аж дергаётся", — так лаконично
описала свои впечатления от недавнего посещения Кунашира коллега автора этих строк. Свои слова она
подтвердила фотографиями и обширным материалом, практически криком души. Местные говорят, что этот мусор из-за приезжих, гиды не следят за туристами, не
делают замечания им, и получается, что все загажено,
добавила она. Впрочем, в райцентре — пгт Южно-Курильске — чисто, окурка не увидишь. Посёлок строится,
благоустраивается.
Кунашир. Сентябрь 2022 года. Фото Ангелины Дубининой
Говорят, особая атмосфера на Итурупе, где "правит бал" "Гидрострой". Автор этих строк был там в 2010
году. Уже тогда инфраструктура была на уровне, правда, впечатление портили отсутствие асфальта и пыль
столбом, которую называли бичом Курил.
Северо-Курильск
Остров Парамушир, пожалуй, наиболее труднодоступное место в Сахалинской области, и туристам
приходится приложить немалые усилия, в том числе финансовые, чтобы туда попасть. Красив вулкан Эбеко,
с завидным постоянством выбрасывающий клубы пепла. В целом же ситуация с условиями для комфортного
туризма на острове оставляет желать лучшего. Это и проблемы с Интернетом, и практически отсутствие мест
размещения. Говорят, в Северо-Курильске имеется всего лишь один хостел, да и тот на четыре места. Все надежды
на реализацию проекта "Архипелаг Онекотан" с его
гостиницами, ресторанами, трекингами, кемпингами и пр. Впрочем, стоит отметить, что всё это больше
рассчитано на состоятельных туристов. Ведь многие жители того же Сахалина ни разу не бывали даже на южных
Курилах, относительно доступных, что уж тут говорить о кальдере вулкана Креницына на Онекотане, куда вам
предложат отправиться на вертолётную экскурсию. Для примера, вертолётная экскурсия в Долину гейзеров
на Камчатке, которая длится несколько часов, стоит 55 000 р. на одного человека.
Парамушир. Архивное фото Сергея Лакомова
Ну и, конечно же, японское направление
Близость островного региона к Стране восходящего солнца обуславливает развитие туристических
связей с этой страной. От крайней южной точки Сахалина до самого северного мыса Японии — около 43 км,
а близость курильского острова Кунашир к Хоккайдо и того меньше: это расстояние перебежчик Ваас Феникс
Нокард в прошлом году осилил вплавь за 23 часа.
Раньше с Сахалина курсировал паром Корсаков — Вакканай, но линия была закрыта ввиду
нерентабельности. В августе 2019 года в Корсакове состоялась встреча между чиновниками и представителями
деловых кругов обеих стран по вопросу её восстановления, в работе которой автор этих строк принимал
непосредственное участие. Стороны ни к чему не пришли.
Помимо этого, на протяжении нескольких лет поднимался вопрос безвизовых трёхдневных поездок
между жителями Сахалинской области и губернаторства Хоккайдо, но и эта идея не получила дальнейшего
развития. Видимо, уже и не получит в осязаемом будущем. Соответственно, поток японских туристов сошёл
на нет, начиная с 2020 года, когда разразилась пандемия коронавируса. Сейчас Япония и вовсе объявлена
недружественной страной. В довершение всего региональные чиновники от туризма предложили называть объекты
эпохи Карафуто (важная составляющая точек притяжения!) не японскими, а историческими. Так что, видимо, про
японское направление, как и в целом, про иностранный туризм в регионе, похоже придётся забыть в обозримой
перспективе.
Япония, Нагасаки, ноябрь 2017 года. Фото автора
***
Как видно из этого краткого обзора, составленного на основании личного опыта автора,
туристический потенциал у Сахалинской области огромен. Думаю, здесь согласятся и сами туристы, и местные
туроператоры, которые уже делились своими соображениями насчет перспектив развития туристической отрасли в регионе. Первый проклятый вопрос развития
туризма в области — это дороги до "точек притяжения". Впрочем, здесь наметились некоторые подвижки.
В частности, доступ к туристическим объектам Корсаковского района может быть упрощен за счёт субсидий
из областного бюджета, которые будут направлены на содержание
дорог. На самих объектах тоже начинается появляться инфраструктура, отвечающая современным
требованиям. Например, на мысе Птичьем сделали стоянку
для отдыха туристов, что является прорывным событием, учитывая, в насколько труднодоступном месте ещё
недавно находился этот объект.
Однако решение первого "проклятого вопроса" областного туризма наталкивается на второй "проклятый
вопрос" — культура отдыха туристов, вернее, ее отсутствие. Приехать на место отдыха и оставить его после
себя чище, чем было, под силу далеко не каждому. Если проложить дороги до "точек притяжения", создать
инфраструктуру и содержать "исторические объекты" в сохранности — это вопрос больше финансового плана,
который способно решить государство, то культурное поведение на природе, такое, чтобы другим отдыхающим
после не было противно, является вопросом индивидуального характера. Его решение требует от каждого туриста
трезвой головы, чувства прекрасного и бережного отношения к природе. При наличии этих факторов будет
положено начало развитию и процветанию туризма в регионе.